ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Наиболее часто гибель дошкольников проис¬ходит на пожарах. Ежегодно на них в Беларуси гибнет от 50 до 100 детей. Причины возникно¬вения пожаров — самые разнообразные.
Огонь всегда привлекал детей. Малыши видят, как появляются огненные языки пламени, когда родители зажигают спички. И ничего страшного не происходит. Однако, если не объяснить вовремя ребенку об опасности, сопровождающей даже кро¬хотный огонек, пожара не миновать.
Во многих случаях причиной возникновения пожара по вине дошкольников становятся игры с различными горючими средствами и материа¬лами, к которым относятся спички и зажигалки, свечи и факелы, электроприборы (утюги, обог¬реватели и т. п.), бенгальские огни, бензин или тара из-под него. Как правило, это происходит в местах, представляющих большую опасность (сараи, сенохранилища, подвалы, чердаки, жилые помещения), если дети находятся там без взрос¬лых.
Опасность возгорания может поджидать ребен¬ка и на улице. Начало лета совпадает с обильным цветением тополей. Улицы, дворы и скверы пок¬рываются тополиным пухом. Он проникает в слу¬ховые окна чердаков, забивается в подвалы. Для ребят этот пух — предмет забав: стоит поднести спичку — и он вспыхивает, как порох. Огонь скользит по нему, как по бикфордову шнуру, пробегая десятки метров, и часто заканчивается пожаром. Нередко дети школьного возраста, ко¬торые зажигали пух, успевали убежать, а малыши получали ожоги.
Часто взрослые оставляют ребенка в квартире одного, включив ему, чтобы не было скучно, те¬левизор. А ведь телевизор нередко бывает источ-ником возникновения пожара. Около половины массы этого электроприбора составляют полимер¬ные материалы, которые при горении выделяют токсичные вещества, способные вызвать отравле¬ние. Неподготовленные дети теряются, они не знают, что нужно предпринять в таких случаях. В результате — пожар. А ведь его можно было предотвратить, выдернув вилку из розетки.
Перечисленные выше причины возникновения пожаров, в результате которых пострадали дети, наиболее часто встречающиеся. В большинстве их дети не смогли избежать беды из-за своей неподготовленности к действиям в той или иной экстремальной ситуации. Однако дошкольники уже в состоянии усвоить, что огонь и дым — это опасность, от которой нельзя спрятаться, но мож¬но спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых. Знание детьми эле-ментарных правил безопасности и умение сори¬ентироваться в чрезвычайной ситуации могут не только спасти их при возникновении пожара, но и предотвратить сотни пожаров из-за детских ша¬лостей.
Детям второго-третьего го¬дов жизни необходимо прививать первичные на¬выки пожарной безопасности: разъяснить им, по¬чему нельзя зажигать спички, играть с ними, включать без разрешения взрослых утюг, теле¬визор, обогреватель и т. д. Знакомить детей с правилами поведения в случае возникновения пожара: не следует прятаться в шкафах, под кро-ватями и в других местах, так как их там могут не найти, а нужно громко звать на помощь взрос¬лых.
Дети четвертого-пятого годов жизни уже не столь зависимы от взрослых, как дети второго-третьего годов жизни. Родители все чаще оставляют их без присмотра, возрастное любопытство дошкольников дополняется недо¬оценкой опасности — все это нередко приводит к возникновению пожара. Подражая взрослым, в их отсутствие дети стараются использовать в игре спички, бытовые приборы, понимая, что де¬лать это им запрещено. Поэтому в случае возго¬рания они стараются спрятать загоревшуюся книжку, игрушку, одежду или другие предметы, чтобы избежать наказания, не зовут на помощь взрослых, хотя сами не только не умеют ликви¬дировать небольшое загорание в начальной ста¬дии, но и самостоятельно спастись.
В этом возрасте детям следует продолжать при¬вивать навыки пожарной безопасности, разъясняя им, к чему могут привести игры со спичками, бенгальскими огнями или свечами и т. д. Учить их правильному поведению в случае возникно¬вения даже небольшого загорания: нужно сразу же бежать за помощью к взрослым, не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как можно сгореть или задохнуться в дыму.
Детям шестого-седьмого годов жизни уже свойственна большая самосто¬ятельность, поэтому необходимо заострять их вни¬мание на возможных опасностях, возникающих в результате той или иной самостоятельной де¬ятельности. Старшим дошкольникам необходимо запомнить, какие игры могут закончиться пожа¬ром, в результате которого огонь уничтожит все вокруг, и сами они получат сильные ожоги. Взрос¬лые должны научить детей четко разграничивать понятия полезного и опасного огня.
К окончанию дошкольного учреждения дети знают:
1. Огонь таит в себе большую опасность. Вспых¬нувший пожар уничтожает все, что может гореть.
2. Нельзя играть со спичками, зажигалками, угольками, включать без разрешения взрослых телевизоры, электрообогреватели, утюги.
3. Телефон для вызова помощи в случае по¬жара 01.
4. В случае появления огня и дыма нужно не прятаться в укромные места, а выйти из квар¬тиры, сообщить о пожаре взрослым.
Литература: Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.– Мн.: Полымя, 2001.