Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Всемирный день охраны труда

Дата: 24 апреля 2020 в 10:20
Автор: Казак М. С.
153 просмотра

Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля
Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению
несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. По
оценкам МОТ около 2,3 млн. мужчин и женщин ежегодно погибают в
результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой
заболеваний – в среднем 6 000 человек ежедневно. Во всем мире ежегодно
регистрируется примерно 340 млн. несчастных случаев на производстве и
160 млн. жертв профессиональных заболеваний.

Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют различные мероприятия к Всемирному дню охраны труда. Признавая огромную проблему, с которой правительства, работодатели, работники сталкиваются во всем мире в связи с пандемией COVID-19, МОТ в рамках Всемирного дня охраны труда обращает особое внимание на вопросы охраны и гигиены труда, профилактики инфекционных заболеваний на рабочем месте. Остановить пандемию: Охрана труда может сохранить жизни — тема Всемирного дня охраны труда 2020 года.

Охрана труда в Республике Беларусь

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Обеспечение прав и гарантий работников в области охраны труда, создание условий для достойной трудовой деятельности, приносящей удовлетворение гражданину и пользу обществу, является одним из важнейших направлений социальной политики государства.

Безопасные условия труда — это то, что безусловно должно быть создано на любом рабочем месте. Иногда этим пренебрегают из–за нерадивости и беспечности, иногда потому, что хотят сэкономить. Но если речь идет о жизни и здоровье людей, то экономия совершенно недопустима.

Отличительная черта нашей политики в области охраны труда – это активное влияние государства на эти процессы через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и 2 гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который был принят в 2008 году.

На основании данного Закона в республике создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющая роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: начиная от уровня республики и заканчивая конкретными организациями, должностными лицами и работниками. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права работника на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. В этой работе необходимо учитывать особенности работы конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны производственные процессы, осуществляемые на данном предприятии. Учесть данные особенности и обеспечить комплексную работу по управлению рисками в области охраны труда призвана система управления охраной труда. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

Конечно, весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В результате принятых заинтересованными мер в этом вопросе удалось достичь определенных положительных результатов.

Так, если сравнивать 1991 год с 2019 годом, то количество работников, получивших травмы на производстве, сократилось в 10 раз с 21628 до 2042. Показатели смертельного травматизма снизились практически в 3 раза – с 402 смертельных случаев до 141. Коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 100 тысяч работающих 3 снизился с 8,7 в 1991 до 3,6 в 2019 и находится на уровне развитых стран Европы.

Эти результаты говорят о том, что созданная в Республике Беларусь система работы по охране труда в целом является эффективной. Мы последовательно продвигаемся к достижению одного из важных компонентов достойного труда – обеспечению безопасных и здоровых условий на рабочем месте.

В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. По данным БРУСП «Белгосстрах» в результате несчастных случаев на производстве в 2019 году травмировано 2042 работающих (в 2018 году – 2115), из них погиб на производстве 141 человек (в 2018 году – 144).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве произошло в организациях г. Минска, а со смертельным исходом – в организациях Минской области.

Несчастные случаи приводят к значительным потерям рабочего времени. По данным Белстата в 2019 году из-за травматизма на производстве потеряно 79,4 тыс. человеко-дней (в 2018 году – 73,2). Кроме того, это влечет и экономические потери. По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2019 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 126,5 млн. рублей (в 2018 году – 113,4 млн. рублей). При этом более 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты.

К этим суммам нужно добавить выплаты в соответствии с коллективными договорами организаций в случае смерти работника или утраты им трудоспособности. В результате несчастных случаев на производстве в 2019 году потеря трудоспособности наступила у 145 человек (таблица 3), двум из которых установлен процент утраты трудоспособности вследствие трудового увечья, 143 – признаны инвалидами (в 2018 году потеря трудоспособности наступила у 154 человек, все из которых признаны инвалидами).

В международной практике при оценке состояния охраны труда и производственного травматизма как более объективный используют показатель частоты производственного травматизма − численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч работающих (застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Справочно. По данным БРУСП «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застраховано 3 939 980 человек (в 2018 году – 3 940 988). Коэффициент частоты производственного травматизма в 2019 году составил 51,8 (в 2018 году – 53,7), коэффициент частоты смертельного травмирования (численность погибших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных) снизился с 3,7 до 3,6.

Следует отметить, что удельный вес количества погибших в результате несчастных случаев на производстве в сравнении с общим количеством лиц, погибших от внешних причин, не превышает 2 процентов.

Ситуация с производственным травматизмом отличается как по областям, так и по видам экономической деятельности. Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работающие, занятые в промышленности, а также в растениеводстве и животноводстве.

Вместе с тем, анализ травматизма по видам экономической деятельности с учетом количества занятых этим видом деятельности работников выглядит иначе. Самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели работающих в 2019 году, как и в 2018 году, 8 отмечены в лесоводстве и лесозаготовках, а также в строительстве.

По сравнению с 2018 годом несколько изменилась возрастная структура работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Наибольший удельный вес, более 50 %, среди пострадавших в 2019 году в результате несчастных случаев на производстве составили работающие в возрастном диапазоне «51 – 60 лет (включительно)» (таблица 8). При этом на протяжении ряда лет удается исключить несчастные случаи на производстве с работниками, моложе 18 лет.

Несмотря на то, что более половины погибших работники старше 50 лет, чаще гибнут на производстве работники, имеющие незначительный, менее 5 лет, стаж работы по профессии, при этом каждый четвертый погибший на момент травмирования имел стаж работы по специальности менее одного года.

Среди пострадавших на производстве в 2019 году 1534 мужчины (75,1 процента) и 508 женщин (24,9 процента), в 2018 году – соответственно 1630 (77,1 процента) и 485 (22,9 процента). Из 141 работающих, погибших на производстве в 2019 году, 131 мужчина (92,9 процента) и 10 женщин (7,1 процента), в 2018 году – соответственно 134 (93,1 процента) и 10 (6,9 процента). В 2019 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 12 работающих в возрасте моложе 18 лет (в 2018 году – 6 человек), при этом случаев гибели несовершеннолетних на производстве не допущено. 10 В 2019 году наиболее подвержены риску травмирования и гибели на производстве были работники, работающие по профессиям водители автомобилей, слесари, трактористы и животноводы. При этом только третья часть водителей автомобилей и трактористов получили травмы в результате дорожно-транспортных происшествий. 

Как показывает анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве, большинство происшествий обусловлено «человеческим фактором», т.е. неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труда, причем это характерно для организаций всех форм собственности.

Мониторинг причин несчастных случаев со смертельным исходом показывает, что зачастую они являются следствием неисполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в обеспечении работодателями контроля за соблюдением должностными лицами и работниками требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины. Детализация причин производственного травматизма свидетельствует о том, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом они по своему характеру существенно не изменились. Преобладающими по- прежнему остаются нарушение потерпевшими трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.

Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, как нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда и нахождение их в состоянии алкогольного опьянения. Следует отметить, что в 2019 году по данным Белстата в организациях республики работниками совершено свыше 133,0 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 689,4 тыс. человеко-дней (в 2018 году – соответственно 124,1 и 653,8 тыс.). Проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему остается острой. При этом количество подобных фактов продолжает увеличиваться в течение трех последних лет.

По данным МВД в 2019 году за нахождение в рабочее время на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ к административной ответственности в виде штрафа привлечено 8 285 человек (в 2018 году – 7901). В 2019 году в состоянии алкогольного опьянения в момент травмирования находилось 93 человека, или 4,6 и 4,4 процента от общего числа травмированных на производстве соответственно. Среди погибших в 2019 году, как и в 2018 году, на производстве в указанном состоянии находилось 23 человека (16,3 и 16 процентов соответственно). Таким образом, дальнейшим резервом снижения уровня производственного травматизма является принятие мер со стороны работодателей, органов государственного управления и профсоюзов по укреплению трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также повышение эффективности контроля за ее соблюдением. В 2019 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано 56 случаев впервые выявленных профессиональных заболеваний, из них 55 случаев хронических профессиональных заболеваний и один случай 15 острого профессионального отравления (в 2018 году – 72). Среди заболевших 49 мужчин и 7 женщин (в 2018 – 60 и 12). Наибольшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано в г. Минске и Минской области.

Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано в организациях обрабатывающей промышленности и в организациях по добыче металлических руд и прочих полезных ископаемых.

Наибольшее количество профессиональных заболеваний отмечено в организациях, подчиненных Минпрому. В разрезе организаций наибольшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано в ОАО «Минский тракторный завод» (13 случаев профзаболевний), ОАО «Беларуськалий» (11), ОАО «БЕЛАЗ» (4) и ОАО «Минский автомобильный завод» (4). Основными причинами возникновения профессиональных заболеваний явились конструктивные недостатки машин, оборудования и инструментов, а также нарушение требований безопасности. Вследствие профессиональной заболеваемости в 2019 году инвалидами признано 11 человек.

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в 2019 году Департамент продолжал осуществлять надзор за соблюдением законодательства об охране труда.

В 2019 году основными формами осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране труда явились проведение выборочных и внеплановых проверок, а также формы профилактической работы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее − Департамент), не связанные с проведением проверок (мониторинги, обследования по заявлениям субъектов хозяйствования, участие государственных инспекторов Департамента в работе мобильных групп и т.п.).

 В течение года Департаментом проведено 457 выборочных и 68 внеплановых проверок, 875 мониторингов, 1193 обследования по заявлениям субъектов хозяйствования, а также 966 специальных расследований несчастных случаев на производстве, в ходе которых предложено (предписано) к устранению свыше 62,4 тыс. нарушений требований охраны труда. Работодателям предложено приостановить (запретить) работу 214 цехов (производственных участков), 19 строительных объектов, а также свыше 2,9 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. Из предложенных к устранению нарушений требований охраны труда 27,4 процента – по организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории, 20,5 процента – по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда, 5,4 процента – по вопросам обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, 2,1 процента – по вопросам проведения медицинских осмотров (освидетельствований).

За нарушения законодательства об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа свыше 2,4 тыс. уполномоченных должностных лиц на сумму 379,1 тыс. рублей. По требованию государственных инспекторов привлечено к дисциплинарной ответственности более 2,8 тыс. должностных лиц, отстранено от работы в соответствии со статьей 49 Трудового кодекса Республики Беларусь свыше 13,7 тыс. человек.

Информация о наиболее часто допускаемых работодателями нарушениях требований законодательства об охране труда регулярно размещалась на официальном сайте Департамента в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, общественный контроль за соблюдением требований охраны труда в организациях республики осуществлялся профсоюзами. В течение 2019 года техническими инспекторами труда профсоюзов, входящих в состав ФПБ, проведено свыше 7,0 тыс. проверок и мониторингов, в результате которых нанимателям предписано (рекомендовано) к устранению свыше 51,7 тыс. нарушений и запрещена работа свыше 1,8 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников, 16 рейдовыми группами технической инспекции труда ФПБ проведены мониторинги соблюдения охраны труда в 1390 организациях и рекомендовано к устранению свыше 9,3 тыс. нарушений.

Для повышения эффективности осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с 1 апреля 2019 г. в 137 районных (городских) объединениях профсоюзов определены профсоюзные инспекторы по охране труда, осуществляющие 18 свою деятельность на общественных началах. За указанный период ими проведено свыше 1,6 тыс. мониторингов и предложено к устранению свыше 8 тыс. нарушений законодательства об охране труда.

Для придания данной работе системного, комплексного характера 20 сентября 2019 г. подписано Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактики производственного травматизма.

Следует отметить, что в последние годы стали больше уделять внимания внедрению новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Использование положительного международного опыта в вопросах охраны труда несет в себе большой потенциал. Существенный положительный вклад в продвижение вопросов охраны труда внесет применение на предприятиях нашей страны принципов концепции «Нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО). В основу концепции «Нулевого травматизма» положено признание того, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежными: у них всегда есть причины. Концепция универсальна и может быть реализована в любой организации независимо от численности работников и вида деятельности.

В основе концепции — осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от руководителя организации и заканчивая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве. Ведь все случаи травматизма происходят именно в организации.

В республике есть организации, которые на деле могут заявить о своей приверженности концепции «Нулевого травматизма». Согласно информации БРУСП «Белгосстрах», полученной на основании отчетов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, у 3 761 страхователя с численностью более 100 работников в 2018 – 2019 г.г. отсутствовали несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания (таблица 18). В их числе организации практически всех видов экономической деятельности.

Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.